08:32
Невнимательный ребенок. Причины.

Приветствую вас на моём блоге!

Сегодня мы поговорим о детях, у которых недостаточно способности управлять собственным вниманием. Таких невнимательных детей в школах становится всё больше. У таких детей возникают проблемы с учёбой и поведением. Они постоянный раздражитель для учителя и постоянное беспокойство для родителей.

Основные характеристики  дефицита внимания - это гиперактивностьи рассеянность ( отвлекаемость).

Как это проявляется?

Дети, неспособные управлять собственным вниманием, с трудом заканчивают начатое дело, хотя начинают работу с энтузиазмом. Они не могут сконцентрироваться на школьных заданиях. Им не под силу задания, требующие большой сосредоточенности  и длительных размышлений. Встретившись с препятствием, они бросают работу или просят взрослых сделать за них. Даже в игре они постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Им не хватает упорства в достижении цели.Отвлекаемые дети не могут фильтровать  поступающую информацию, чтобы сосредоточиться на главном. Их внимание привлекает всё в одинаковой степени. У этаких детей действие часто опережает мысль. Если учитель задал вопрос, они, не продумав как следует ответ, выскакивают с неправильным ответом. Эти дети очень нетерпеливы, часто прерывают других, в том числе и взрослых, вмешиваются в разговоры. Играя с другими детьми, они  не могут спокойно дождаться своей очереди. Такой ребёнок часто проявляет чрезмерную разговорчивость. Он не может спокойно сидеть, у него постоянно двигаются руки и ноги, на лице разные гримасы, на рабочем месте беспорядок. Вот таков примерный портрет детей с недостаточно развитым вниманием.

Помощь таким детям нужно оказывать в разных направлениях.

  1. Организовать двигательную активность.

Если ребёнку хочется двигаться, надо предоставить ему такую возможность. Целью является тренировка координации, ловкости и расходование запасов гормонов -андреналина и катехоламинов в организме ребёнка, избыток которых вызывает потребность постоянно двигаться. Рекомендуются следующие виды спортивных занятий: длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Следует избегать соревнований и показательных выступлений, потому что они дают сильную эмоциональную нагрузку.

2.    Психологические методы:

  • коррекция внутри семейных отношений;
  • коррекция поведения;
  • специальные программы обучения.

Коррекция внутри семейных отношений - это важный фактор, влияние которого нельзя недооценивать. Практика показывает, что в большинстве случаев ребёнок со сложностями управления вниманием растёт в семье, где есть внутренние проблемы. И эти проблемы обязательно отражаются на поведении ребёнка. Прежде всего  родители должны определить, кто и что должен изменить в своих отношениях, чтобы ребёнку стало комфортно дома. Нужно будет определить, какие формы поведения ребёнка  нужно изменить в первую очередь. Далее следует выбрать стимулы и поощрения, наиболее желанные для вашего ребёнка.

Без изменения атмосферы в семье трудно ожидать, что ребёнок изменит своё поведение. Помните, что нервозность, взвинченность и возбудимость ребёнка почти всегда вытекают из нервных отношений между взрослыми членами семьи.

Коррекция поведения. Следует учесть, что в отношении этой категории детей негативные стимулы неэффективны. Они просто забывают все наказания и выговоры, а на похвалу , наоборот, очень отзывчивы. В общении с таким ребёнком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

Дети реагируют на разные виды стимулов: некоторых вдохновляет денежное вознаграждение, другие готовы на всё за вкусную еду, а третьи - за обычное " спасибо". Стимулируя ребёнка любым способом, вы делаете для него процесс изменения поведения приятным.

При выборе подкрепляющих стимулов надо начинать с простого:

  • похвала (хвалите детей, пока они хороши). Чем больше мы будем замечать хорошее в ребёнке, тем больше он будет стараться это хорошее делать. Старайтесь с каждым днём увеличивать количество похвал.
  • похвала в сочетании с позволением заниматься любимым делом. В результате  ребёнок постепенно привыкает сначала делать что-нибудь такое, что нравится взрослым, а затем получает возможность делать то, что нравится ему самому.
  • похвала в сочетании с материальными стимулами. Подумайте заранее, какие маленькие награды ваш ребёнок был бы действительно рад получить. Не злоупотребляйте количеством и ценностью вознаграждений.

Иногда родители и ребёнок договариваются ( заключают контракт) о том, каким должно быть поведение в течение определённого срока, и о вознаграждении по окончании этого срока. Чем быстрее родители научатся составлять такие "контракты", тем скорее наступят положительные изменения в поведении ребёнка.

Далее хотелось бы обратить внимание родителей, у которых дети не умеют управлять своим вниманием, на  дисциплину.  Имеется в виду дисциплина, которая опирается на предельно структурированный день. Структура для ребёнка должна быть чётко определена во всём:чёткая структура обязанностей,чёткая структура дня (все режимные моменты расписать по времени и не нарушать установленный распорядок), чёткая структура требований к учебной деятельности. Для детей с неустойчивым вниманием очень удобен порядок во всём. Тогда им не приходится отвлекаться и думать о посторонних вещах.

Дома ребёнок каждый день должен чувствовать ваше внимание, а вы, родители, постоянно и последовательно настаиваете на выполнении принятых в семье правил. Только такая работа может принести успех, контроль "наскоками" результата не даст, а только создаст новые конфликты между ребёнком и родителями.

Специальные программы обучения бывают необходимы ребёнку с недостаточно развитым вниманием. В идеале цель этих программ - снизить количество неблагоприятных социальных и психологических факторов в окружении ребёнка и создать условия для развития ребёнка в школе и дома. В классе должно быть  не более 12 учеников, уроки по 30 минут, обучение на первой парте, чтобы был контакт с глазами  учителя для лучшей концентрации внимания.

3.   Приём лекарственных препаратов.

Лекарственные препараты назначаются в том случае, когда имеет место нарушение познавательных способностей ( память, внимание, восприятие, принятие решений, воображение) и проблемы поведения ребёнка не поддаются коррекции только психолого-педагогическими мероприятиями в течение не менее чем полугода.

В настоящее время для лечения дефицита внимания используются несколько групп препаратов: психостимуляторы, антидепрессанты и ноотропы.

Обычно продолжительность курса лечения составляет от 1 до з месяцев, по необходимости повторяется через 4-6 месяцев, то есть 2-4 курса в год. В этой статье я не буду подробно говорить о лекарственных препаратах, потому что только врач подбирает индивидуальное лечение для каждого ребёнка. Самолечением в данном случае заниматься опасно.

Просмотров: 1045 | Добавил: Нелли | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]